

том пытается убить ее сам. Каждая деталь образа Айдара
мастерски увязана с его низменной, животной натурой.
Лютой ненавистью ненавидит Айдар Сэндиера не толь
ко потому, что его любит Пинерби, но и за его свободо
любие, гордый и мятежный характер. Сэндиер выведен вы
разителем интересов крестьянской бедноты, закабаленной
Айдаром. В свою очередь и Сэндиер видит в Айдаре не
одного лишь посягателя на честь Пинерби, но и классового
врага, угнетателя трудового крестьянства. «Священна месть
моя врагу !»— восклицает он, собираясь воздать должное
Айдару за муки своего отца, страдания чувашской бедно
ты. Постепенно Сэндиер становится вожаком крестьянской
массы и поднимает ее на восстание против феодального
гнета. Айдар гибнет от его руки. Пророчески звучат слова
Сэндиера в финале пьесы:
Мы свободную жизнь завоюем себе
Не в дремучих лесах, не в скитаньях.
Не в глубоких оврагах найдем мы ее,
А в широких просторах на нашей земле!
Руками своими — я верю —
Народ наш проложит к ней путь!
Живую среду сценического действия составляют образы
Пинерби и Ахтубая, товарища Сэндиера Улая, слуг Айда
ра Идубая и Бичуры, матери Пинерби Сэхибе. Все они
даны как «типические характеры в типических обстоятель
ствах» (выражение Ф . Энгельса) и в то же время четко
индивидуализированы. Борются страх перед Айдаром и
любовь к дочери в старом Ахтубае, смел и пылок Улай,
горько сознают свое подневольное положение Идубай и Би
чура, полна любви и жалости к дочери Сэхибе. К лучшим
женским образам чувашской драматургии относится Пинер
би. Она симпатична своей верностью в любви, мужеством
в самый ответственный момент жизни — угрозой погибнуть
от руки ненавистного старого феодала. Смело бросает она
вызов Айдару, признаваясь ему в любви к Сэндиеру:
Что мне таиться перед тобой:
Ему я сердце отдала,
Сурбан носить не буду против воли
И жить с тобою, стариком постылым,
Я нё могу, Айдар.
7