Previous Page  75 / 80 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 75 / 80 Next Page
Page Background

том пытается убить ее сам. Каждая деталь образа Айдара

мастерски увязана с его низменной, животной натурой.

Лютой ненавистью ненавидит Айдар Сэндиера не толь­

ко потому, что его любит Пинерби, но и за его свободо­

любие, гордый и мятежный характер. Сэндиер выведен вы­

разителем интересов крестьянской бедноты, закабаленной

Айдаром. В свою очередь и Сэндиер видит в Айдаре не

одного лишь посягателя на честь Пинерби, но и классового

врага, угнетателя трудового крестьянства. «Священна месть

моя врагу !»— восклицает он, собираясь воздать должное

Айдару за муки своего отца, страдания чувашской бедно­

ты. Постепенно Сэндиер становится вожаком крестьянской

массы и поднимает ее на восстание против феодального

гнета. Айдар гибнет от его руки. Пророчески звучат слова

Сэндиера в финале пьесы:

Мы свободную жизнь завоюем себе

Не в дремучих лесах, не в скитаньях.

Не в глубоких оврагах найдем мы ее,

А в широких просторах на нашей земле!

Руками своими — я верю —

Народ наш проложит к ней путь!

Живую среду сценического действия составляют образы

Пинерби и Ахтубая, товарища Сэндиера Улая, слуг Айда­

ра Идубая и Бичуры, матери Пинерби Сэхибе. Все они

даны как «типические характеры в типических обстоятель­

ствах» (выражение Ф . Энгельса) и в то же время четко

индивидуализированы. Борются страх перед Айдаром и

любовь к дочери в старом Ахтубае, смел и пылок Улай,

горько сознают свое подневольное положение Идубай и Би­

чура, полна любви и жалости к дочери Сэхибе. К лучшим

женским образам чувашской драматургии относится Пинер­

би. Она симпатична своей верностью в любви, мужеством

в самый ответственный момент жизни — угрозой погибнуть

от руки ненавистного старого феодала. Смело бросает она

вызов Айдару, признаваясь ему в любви к Сэндиеру:

Что мне таиться перед тобой:

Ему я сердце отдала,

Сурбан носить не буду против воли

И жить с тобою, стариком постылым,

Я нё могу, Айдар.

7