Previous Page  74 / 80 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 74 / 80 Next Page
Page Background

Первым драматургическим опытом П. Н. Осипова яв­

ляется комедия «Ш утка», в которой изображена забавная

проделка деревенских парней над распоясавшимся кулаком.

Вслед за ней он пишет пьесы «У двух парней одна дума»,

«Кужар», «Айдар». Не ограничиваясь созданием ориги­

нальных пьес на чувашском языке, драматург много рабо­

тает по переводу с русского и других языков (например,

им переведены такие пьесы, как «Нечистая сила» А . Тол­

стого, «Коварство и любовь» Ф . Шиллера и др.) Проявил

он себя и как талантливый актер и режиссер. Тематика пьес

П. Н. Осипова разнообразна. Он пишет об угнетении чу­

вашской деревни в прошлом («Куж ар», «А йд ар»), о буд­

нях социалистического строительства в Чувашии («Сим ­

фония будней»), рождении чувашского театра («Заветная

мечта») и т. д.

Заслуги П. Н. Осипова в развитии театрального дела

в Чувашии определяются не только тем, что он является

автором многих пьес: при его непосредственном участии

был открыт первый чувашский национальный театр в К а ­

зани (1918 г.), актером, переводчиком, а впоследствии

режиссером которого он работал.

Пьеса

«Айдар» — одна из лучших в творчестве

П. Н. Осипова. Первые постановки ее относятся еще

к 1925—26 гг. (тогда ее ставили учащиеся Казанского чу­

вашского педтехникума). Опубликована она после долгой

дополнительной работы автора. В основе пьесы — народное

сказание о борьбе чувашского крестьянства против фео­

дально-крепостнического гнета в X V I I I веке. Использова­

ны в ней и исторические документы. В центре композиции

пьесы — образы чувашского феодала Айдара и бедняка

Сэндиера, отец которого был злодейски умерщвлен за уча­

стие в пугачевском восстании.

Широкими мазками рисует драматург характер Айдара,

«жалованного» царицей Екатериной II грамотой, оружием

и всякими угодьями за донос на соратников Емельяна Пу­

гачева. Постепенно перед нами встает образ хищного и

коварного злодея, дающего волю всем своим прихотям.

Ему приглянулась красавица Пинерби — возлюбленная

Сэндиера,— и он под угрозой разорить деревню заставляет

ее отца Ахтубая согласиться выдать ее за себя замуж. Не

добившись любви Пинерби, Айдар с неслыханной жесто­

костью обрекает девушку на голодную с'мерть в лесу, а по­

72