ребята, их четверо. Койка Ильяса стоит прямо у окна. Точ
нее — это не койка, а огромный старый сундук, кото
рый привез ему дядя. Сундук в нескольких местах проды
рявлен — врезали замки, петли тоже ходят ходуном, и
Ильяс, всякий раз ложась спать, думает, как бы он не
развалился. Днем он складывает свою постель в тот же
сундук — удобно. Рядом с Ильясом на сколоченном из
досок топчане спит Кемел, дальше — русский паренек
Фимка. Возле печки на широкой скамье устроился маль
чик из второго класса, дальний родственник Палли —
Михайла.
Прошлой осенью ребята трудились в саду, тогда-то и
пожалел бездомных мальчишек Палля, обговорил с на
чальством и впустил ребят к себе на постой. В знак благо
дарности мальчишки теперь ему и дрова пилят, колют, и
снег с крыши счищают, и сторожат. Они и весной гото
вы с утра до вечера торчать здесь, в саду.
В воскресенье пригрело совсем по-весеннему, и дети,
вернувшись с утренней молитвы, принялись сбрасывать
снег с крыши. В доме остался один Михайла — сегодня
его очередь топить печку, следить за порядком. Это очень
добрый и умный мальчик, он и учится хорошо, и с детьми
ладит, любит поиграть, пошутить. А уж смеяться любит!
Покажи ему палец — он тотчас рассмеется да так зарази
тельно, что и остальным не удержаться от смеха. За это
ребята дали ему безобидное прозвище — «Радостный Ми
хайла». И он не сердится и не обижается на это прозви
ще, он и сам мастер придумывать всем разные клички.
Вот сегодня, оставшись один, он ломал голову над тем,
какой бы устроить ребятам фокус, когда они вернутся. И
наконец придумал. Ему это казалось очень смешным, и
он тихо похихикивал про себя, радовался как ребенок.
Проделав все необходимое, он смиренно уселся на ска
мейке возле печи и стал поджидать, когда ребята придут
обедать.
Сухие дрова жарко горят в печи, где в ряд, как солда
ты, стоят четыре черных чугунка — дети варят себе каж
дый отдельно, кто как сумеет. Варево их уже готово, и
вот возбужденные друзья вваливаются в избу. Здесь все в
порядке: пол подметен, на столе прибрано, комната хо
рошо проветрена, — видно, что Михайла потрудился на
славу. Ребята умылись и принялись за обед. После актив
ного труда похлебка кажется небывало вкусной. Кемел
уселся за стол раньше всех, выложил в глубокую тарелку
мясо, в миску налил супу и с аппетитом принялся за еду.
405




