

дорогу. По этим кусочкам ты и най
дешь наш дом.
Хозяин сада срезал молоденькую
липу, снял с нее кору и вместе с но
жом отдал девушке. Та отрезала
один кусочек лубка, другой и скры
лась из виду.
Отправился по условленному сле
ду крестьянский сын в путь-доро-
женьку, и только через семь лет при
шел на место.
Оказалось, что девушки, прилетав
шие голубками на озеро купаться,
были сестрами самого Солнца. И сей
час навстречу молодцу вышла их ста
рая мать.
Крестьянский сын сказал старухе,
зачем он пришел сюда. Та выслушала
его и ответила:
— Не знаю, не ведаю. Сынок-то,
Солнце, наверное, знает, но тебе нель
з я его дожидаться: если он явится,
то может погубить тебя.
Тут вмешались в разговор дочери:
— А давай, мама, к приходу бра
та спрячем этого человека. Брату же
мы скажем сначала, зачем он к нам
пришел, и если брат не рассердится,
покажем его. Если же братец будет
не в духе, мы выспросим у него все,
что надо, а потом, когда он утром
снова уйдет, перескажем нашему
гостю.
Так и сделали.
Поздно вечером заявилось Солн
це, уставшее после тяжелой дневной
работы.
— Похоже, к нам пришел какой-
то человек,— сказало Солнце.— Как
он осмелился, ведь я могу сжечь его,
как простую соломинку!
Мать с сестрами начали уговари
вать его:
— Зачем тебе жечь гостя, он и так
убит горем и пришел к тебе за умом,
за разумом.
— Ну, если так,— смилостивилось
Солнце,— тогда готовьте поскорее
еду и пригласите гостя: мы с ним
вместе отужинаем.
Сестры сготовили ужин. Солнце
посадило рядом с собой крестьянско
го сына и они в добром застолье про
вели остаток вечера.
Видно, чем-то глянулся Солнцу
добрый
молодец,
крестьянский
сын, потому что наутро оно сказало
ему:
— День вчера выдался тяжелым,
я очень устало. Может, сегодня ты
походишь по небу вместо меня?
Крестьянский сын согласился:
— Отчего же не походить? По
хожу.
Солнце одело его в свою ослепи
тельную одежду, посадило на своего
коня и наказало:
— Ты не погоняй коня, он сам
знает, каким шагом надо идти. В час
раннего завтрака встретится тебе
Пихамбар * с зеленой чашей в руке,
наполненной сытой **. Ты не оста
навливайся около него и сыту не пей,
а только поклонись ему и следуй
дальше. К позднему завтраку встре
тится тебе Пюлехсе *** с такой же
чашей в руке, наполненной сытой. Не
останавливайся и около него и не пей
сыту, а поклонись и — дальше. В пол
день встретится тебе сам Тора с зе
леной чашей в руке, наполненной
сытой. И у него ты не пей сыту, а толь
ко поклонись и следуй дальше. Н а
конец увидишь ты корм для коня.
Коня хоть немного, но надо покор
мить, а уж потом можно пускаться
в путь к дому.
Крестьянский сын выслушал Солн
це, принял его облик и, ослепительно
* В этой сказке бог Пихамбар высту
пает как покровитель домашнего скота, по
велитель волков; последние назывались у
чуваш собаками Пихамбара.
** С ы т ӑ — медовый напиток.
*** П ю л е х с е — божество,
раздающее
блага.
6 9