

блестя золотыми одеждами, выехал
в путь-дорогу.
Вот встретился ему Пихамбар с зе
леной чашей в руке. Он стоял у доро
ги и терпеливо ждал, когда к нему
подкатит Солнце. Поравнялся с ним
молодец в образе Солнца, взял в свои
руки протянутую чашу, выпил сыту,
опрокинул пустую чашу на голову
бога и поехал дальше.
Все повторилось и при встрече с
Пюлехсе. Молодец-Солнце выпил сы
ту, надел пустую чашу на голову
бога и поехал дальше.
А вот показался у дороги и сам
великий Тора. Н о и с ним кресть
янский сын обошелся столь же не
почтительно, как и с его младшими
богами: выпил сыту, а пустую чашу
нахлобучил на голову Торы.
Наконец встретилось место с кор
мом для коня. Молодец покормил ко
ня и повернул к дому.
Тора же после встречи с ним по
думал: «Что это случилось с Солн
цем? Оно позволило себе неслыхан
ную дерзость! Тут что-то не так.
Пойду-ка, расспрошу Пюлехсе». Но
когда он начал рассказывать Пюлех
се о своей встрече с Солнцем, тот
тоже пожаловался, что оно и его на
крыло опрокинутой чашей.
Они вместе пошли к Пихамбару.
Но и Пихамбар сказал:
— Меня Солнце тоже стукнуло
пустой чашей по голове!
После этого уже ничего не остава
лось, как пойти всем втроем к Солнцу
и потребовать от него объяснений.
Крестьянский сын еще не успел
окончить свой рабочий день, а Солн
це, ничего не подозревая, отсыпалось
дома. Тора разбудил его и сказал:
— Чем это мы тебя прогневали,
если ты нынче каждого из нас стук
нуло чашей по голове?
Солнце со сна не сразу сообрази
ло, о чем идет речь, потом ответило:
— Вчера у меня был трудный день,
я очень устало и попросило походить
за меня своего гостя. Но я не нака
зывало ему делать что-нибудь пло
хое!
Пока они так разговаривали, вер
нулся верхом на солнечном коне
крестьянский сын. И только он ус
пел показаться, боги начали выгова
ривать ему за его неслыханную дер
зость.
— Пихамбара следовало бы стук
нуть посильнее за то, что он не оста
навливал своих собак: волки всех
моих овец передушили,— услышали
они в ответ.
— Хорошо,— сказал
Пюлехсе,—
а меня за что ты чашей накрыл?
— Неужто не понимаешь? — от
ветил крестьянский сын.— З а то, что
не написал мне на роду прожить век
с одной женой. Я семь раз женился,
и ни одной жены не осталось в жи
вых — разве это дело?
— Понятно,— подал голос Тора.—
Но со мной-то, со мной как ты по
смел так обойтись? Чем я тебе не
угодил?
— А тем, что не предназначил мне
счастливую жизнь. Родители мои жи
ли, как люди, а меня ты осудил на
то, чтобы век свой горе мыкать.
Слушают боги крестьянского сы
на, а что возразить на его слова —
не знают: ведь все, что он говорит,
сущая правда. Стали они между со
бой советоваться, стали думать, чем
заняться добру молодцу, чтобы он
поскорее разбогател и зажил счаст
ливо. Тора сказал:
— Пусть он займется воровством—
самый верный и короткий путь к бо
гатству!
Пихамбар и Пюлехсе согласились
с Торой: пусть крестьянский сын во
рует.
А тот, услышав решение богов, вы
шел из чертогов Солнца, увидел
70