

такую козу разыскать, когда он о ней
и слыхом не слыхивал?! Рассказал
о царевом приказе жене, она тоже
опечалилась. А потом говорит:
— Ну да ничего, Иван, не горюй,
авось-небось все обойдется,— и дает
ему моток белых ниток.— Возьмись
за кончик нитки, а моток кинь перед
собой, он тебя и приведет куда сле
дует.
Взял Иван кончик нитки, кинул
перед собой моток и пустился в даль
нюю путь-дорогу. Идет он день, идет
два, идет целую неделю и приходит
на лесную полянку. На полянке —
глядит Иван и своим глазам не ве
рит — мирно пасется коза с золотой
шерстью и золотыми же рогами. Иван
подкрался, схватил козу за золотые
рога и повел к царю.
Приводит он козу с золотой шер
стью и золотыми рогами к царю.
Царь и рад, и не рад: плохо ли иметь
такую редкостную козу, но уж лучше
бы Иван не приводил ее и сам во
дворце не показывался. Тогда бы
царь заслал сватов к его жене.
Опять царь собирает на совет своих
мудрецов и прорицателей. Опять си
дят, думают ученые старцы, как бы
заслать Ивана туда, откуда не воз
вращаются. Один придумал:
— А пусть теперь приведет каба
на с золотой шерстью. Кабан — не
коза, его голыми руками не возь
мешь.
Царь одобряет такое предложение
и посылает за Иваном.
Погоревал Иван, но жена и на этот
раз выручила, помогла найти кабана
с золотой шерстью.
Привел Иван невиданного кабана
в царский дворец и пустил прямо в
зал, где сидел царь со своими мудре
цами.
— Вот, царь-государь, что ты про
сил, то я и достал,— сказал Иван.
Что тут было! Мудрецы готовы
были на стенку залезть, спасаясь от
кабана. Особенно перепугался тот,
который как раз и придумал отпра
вить Ивана за кабаном и еще гово
рил при этом, что, мол, кабан—не ко
за. Он знал, что говорил!
Улеглась суматоха в царском двор
це, пришли в себя ученые старцы, и
опять созывает их на совет царь-го-
сударь.
— Все эти козы да кабаны с золо
той шерстью — для него детская заба
ва,— говорит разгневанный царь.—
Неужто ничего не можете придумать
посерьезнее, потруднее? З а что же
я вас тогда и хлебом кормлю?
Задумались мудрецы. Им и самим
обидно и досадно, что простой му
жик, вчерашний солдат, их в дураках
оставил и даже на смех выставил,
когда пустил кабана на заседание го
сударственного совета. Надо бы про
учить мужика-вахлака!
Думали-думали, никак не могут
придумать, чем бы Ивана погубить.
Выходило так, что не кабана — само
го Ивана голыми руками не возь
мешь! Сколько голову ни ломают, с
какого боку подступиться к Ивану, не
знают.
Наконец-то один из мудрецов по
дает голос:
— Слышал я, где-то далеко-далеко,
за морями, за горами некий Шарап-
чык-Невидимка живет. Его-то он уж
точно не поймает и не приведет.
Обрадовался царь такому предло
жению и тут же произвел говоривше
го в главные мудрецы. Теперь он был
уверен, что Ивану не сносить голо
вы: или в поисках Шарапчыка сло
жит ее, или по возвращении с пусты
ми руками, на царской плахе.
Узнал Иван о новом царском пове
лении, и ноги у него подкосились со
страху, где стоял, тут и упал. Сказал
о царском приказе жене — и она по
никла головой.
101