Previous Page  111 / 178 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 111 / 178 Next Page
Page Background

107

"Видите ли, - пришло мне в голову,

людей испортило чтение карт. Там в

плоско и ровно, икогда нанесены ч

ре стороны света, людям кажется, ч

всё уже сделано. Но ведь страна -

атлас. В ней есть горы и низины.

долота упираться во что-то вверху

внизу"..

Р.-М.Рильке. Из книги "Рассказы

о Господе Боге", "Как на Руси появ

лась измена", 1904.

То, что география диктует внешность и образ жизни

ка,давно внушено нам. Шестидесятилетний Кирилл остановил

прожил остаток - 30 лет - своей земной жизни, спасаясь

сая; остановился там, где теряет остроту роковое для ру

жизни противоречие, где возможна гармония созерцания и

ности. Вэтом пространстве свои законы увремени - его

оно не прощает безделье,заставляя ближе к вечерним суме

подводить итоги. Оно разрешает взвешивать мысли и дает

ность радостно обнаруживать пройденный отрезок пути духо

восхождения. И стыдиться, если не прошел. Здесь забывае

экскурсанты, слушая, подчиняются твоему забытью) о том, ч

учили нас - о том, что нравственность обусловлена средой

временем. Аскеза, исихазм, смирение, любовь - здесь загад

сразу - идеал. "Лествица" Иоанна, учебник величайшего мон

кого труда, становится желанной настольной книгой людей

ких. Я- экскурсантам- цитирую Лествичника: "Лютую, воистину

лютую мы, о смиренные монахи, переплываем пучину; многих

ров и скал, водоворотов, разбойников, вихрей и мелей, з

волн исполненную.

Скала в душе есть свирепая и внезапная вспыльчивос

доворот - безнадежие, которое объемлет ум и влечет его

бину отчаяния. Мели суть неведение, содержащее зло под

добра. Звери же суть страсти сего тяжкого и свирепого

Разбойники - лютейшие слуги тщеславия, которые похищают

груз и труды добродетелей..".Экскурсанты - мне: "Где мож

прочитать эту книгу? Она - на каждый день нужна". Вспом

ли они о "Лествице" потом, о себе - таких?