107
"Видите ли, - пришло мне в голову,
людей испортило чтение карт. Там в
плоско и ровно, икогда нанесены ч
ре стороны света, людям кажется, ч
всё уже сделано. Но ведь страна -
атлас. В ней есть горы и низины.
долота упираться во что-то вверху
внизу"..
Р.-М.Рильке. Из книги "Рассказы
о Господе Боге", "Как на Руси появ
лась измена", 1904.
То, что география диктует внешность и образ жизни
ка,давно внушено нам. Шестидесятилетний Кирилл остановил
прожил остаток - 30 лет - своей земной жизни, спасаясь
сая; остановился там, где теряет остроту роковое для ру
жизни противоречие, где возможна гармония созерцания и
ности. Вэтом пространстве свои законы увремени - его
оно не прощает безделье,заставляя ближе к вечерним суме
подводить итоги. Оно разрешает взвешивать мысли и дает
ность радостно обнаруживать пройденный отрезок пути духо
восхождения. И стыдиться, если не прошел. Здесь забывае
экскурсанты, слушая, подчиняются твоему забытью) о том, ч
учили нас - о том, что нравственность обусловлена средой
временем. Аскеза, исихазм, смирение, любовь - здесь загад
сразу - идеал. "Лествица" Иоанна, учебник величайшего мон
кого труда, становится желанной настольной книгой людей
ких. Я- экскурсантам- цитирую Лествичника: "Лютую, воистину
лютую мы, о смиренные монахи, переплываем пучину; многих
ров и скал, водоворотов, разбойников, вихрей и мелей, з
волн исполненную.
Скала в душе есть свирепая и внезапная вспыльчивос
доворот - безнадежие, которое объемлет ум и влечет его
бину отчаяния. Мели суть неведение, содержащее зло под
добра. Звери же суть страсти сего тяжкого и свирепого
Разбойники - лютейшие слуги тщеславия, которые похищают
груз и труды добродетелей..".Экскурсанты - мне: "Где мож
прочитать эту книгу? Она - на каждый день нужна". Вспом
ли они о "Лествице" потом, о себе - таких?




