Previous Page  2 / 4 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 4 Next Page
Page Background

вые мешки, присели на кутник, вы­

нули трубки и закурили. Ночные пи­

кетчики постояли, обмениваясь не­

доуменными взглядами, поставили

свои дубины рядом с нашими ба­

тожками и сели на нары.

— Садитесь, будете гостями, ус­

тали поди — прилягте и отдохните...

Может, зря потревожили вас — вре­

мя теперь такое, — сообщили нам

наши конвоиры.

— Благодарим, братцы, нам сей­

час отдых нужен, как коням сено и

орлам мясо... Тронемся в путь с за­

рей, — ответил я, снял сапоги и по­

валился не раздеваясь на кутник.

Пуган снял со своих ног бахилы и

носки и лег рядом со мной.

Лежу и наблюдаю за пикетчика­

ми: люди немолодые, один уже бе­

лый, как льняная кудель, другой —

с едва просвечивающей проседью,

третий, видимо, в том возрасте, ког­

да человек должен быть в полном

соку. Все трое — типичные чуваши

со смуглыми скуластыми лицами, с

узенькими глазами, с широкими и

плоскими, как лопата, носами. Ста­

рик сидит на нарах в аккуратном

горном старинном сукмане, его мы­

шиные зрачки бегают по лачуге,

точно ищут что-то. Пожилой мужик

спрятался в грязном дырявом азяме,

накинутом на плечи, его хитрые чер­

ные глаза, окруженные красноваты­

ми нездоровыми веками, блестят яр­

ким огоньком, столь редким и не­

обычным у людей, пораженных с ко­

лыбели трахомой. Третий пикетчик

нервно ежится в своей старой сол­

датской шинели; голова и часть ли­

ца его обвязаны грязноватым поло­

тенцем. Он трусливо высматривает

кругом одним, свободным от повяз­

ки и тоже, по-видимому, больным

глазом, и то и дело поправляет по­

лотенце на лице. В избе тихо, толь­

ко на печке слышны какая-то сон­

ная возня, сопенье и храп.

Я лежал с открытыми глазами,

поглядывал на нары, готовясь послу­

шать рассказ о Кузюке, который вы­

звался рассказать старик. Я не знал,

в чем дело, но чувствовал, что исто­

рия Кузюка имеет острый, злобо­

дневный характер, и меня больше

всего интересовало, как расскажет

ее старик-сказочник, представитель

старой, умирающей деревни, человек

отживающего мировоззрения.

Старик рассказывал:

— В краю неизвестном, а может,

и знакомом, стояла деревня Семи-

дворики, заложенная, как все ста­

ринные чувашские деревни, на кос­

тях убитой собаки. Было это не да­

леко и не близко, как раз там, где

сказка сказывается. Было это не

давно и не теперь, как раз до того,

как сложилась сама сказка... Было

это давно, тогда, когда на свете еще

не родился сказочник, ваш покор­

ный слуга. Тетка Ухвин пошла по­

лоть на пчельнике репу, была она на

сносях и, соблюдая вековечный за­

кон, приписанный самкам, легла под

тенистой листвой священного дерева

и родила сына Кузюка, что значит

«глазастый». Кузюк рос беззаботным

джигитом, пока в один черный день

не скатилась над Семидвориками

большая звезда. В избе собрались

все старики деревни, отец Лерук лег

на нары умирать, подозвал к себе

Кузюка и сказал, благословляя:

— Береги дом в порядке, дедова и

моего благословения не теряй, честь

рода соблюдай, не позволяй чужим

ногам топтать землю под священ­

ным деревом, для меня и прочих

предков ежегодно режь жеребенка и

вари сорокаведерную бочку пива.

Лерук-старик умер, Кузюк же

устроил большие поминки на всю

округу и зажил самостоятельной

жизнью... У Кузюка родилось трое

сыновей: Тябук, Талук и Тазюк —

один лучше другого. Сыновья росли,

как молодые дубки, требуя обилия

пищи, света и тепла. Но в доме Ку­

зюка их не прибавилось, а станови­

лось все меньше и меньше, в чем и

суть всей этой истории, — сказал

старик, запнулся и замолчал.

— Просто расскажи, не мудруй,

не выйдет так, — пробасил мужик в

азяме, как-то сосредоточенно огля­

дывая окружающих и нервно поку­

ривая трубку.

— Да не сказом, а просто пере­

дай, как было, — сказал нетерпливо

Пуган.

Старик поморгал часто и продол­

жал:

— Да, трудно здесь мудрить, пе­

редам по-простому, по-житейски.

Дело, значит, идет все на убыль:

скотина падает от мора, посевы сго­

рают от засухи. Усадьба Кузюка

стареет, обновить ее нет сил. Рыбное

озерцо засохло, омшанник завалил­

ся, священное дерево сгорбилось и

79