Previous Page  8 / 230 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 230 Next Page
Page Background

творимые человеком для других,, и столь же

определенно и решительно порицают всякое

вло, бичуют коварство и плутовство, вы­

смеивают зависть и жадность, лень и себя­

любие. Сказки учат храбрости и мужеству,

товариществу и самопожертвованию ради

других» Они же внушают отвращение и пре­

зрение к трусости и предательству. И злюб­

ленный герой сказок — силач, богатырь. Но

он лишь

тогда удостаивается всеобщего

признания и любви, когда свою силу упот­

ребляет не столь для своего личного ут­

верждения и прославления, сколь

для

помощи другим, более слабым и нуждаю­

щимся в его поддержке.

Сказки учат... Однако же самая главная

ценность и прелесть народных сказок в

том и состоит, что в прямом смысле слова

они как раз не учат, не поучают. «Я не по­

учаю — я рассказываю»,— изрек один муд­

рец. Т ак вот и в сказках никто никого не

поучает, никто никому не говорит: быть

добрым и храбрым — хорошо, а злым

и

трусливым — плохо. В сказке просто и

увлекательно рассказывается то ли о ка­

кой-то деревне, то ли о тридесятом царст­

ве-государстве, но из самого рассказа, из

всего, что происходит с героями, из их

поступков и деяний слушатель, даже самый

маленький,

самый

несмышленый,

легко

усваивает, что творить добро — дело до­

стойное и похвальное, а делать зло — низ­

кое и презренное. Сказки дают каждому из

нас еще в самом раннем детстве первые

уроки человечности: они всем ходом р аз­

ворачивающихся в них событий, всем сво­

им смыслом незаметно для нас самих вну­

шают нам: будь терпеливым и настойчивым

в достижении цели, будь честным и щед­

рым, чужое горе принимай близко к серд­

цу, как свое, а если попал в беду — сам

погибай, но товарища выручай.

В сказках отложились, выкристаллизо­

вались за века нравственные понятия на­

рода, его морально-этические установления,

его жизненная философия. Отложились не

в назидательных формулах, а в живых об­

разах и ярких, запоминающихся на всю

жизнь картинах.

При всем общем, что присуще разно­

язычным сказкам, у каждого народа свой

неповторимый фольклор, свои сказания и

легенды. Таково и чувашское

народное

творчество. А если в этом сборнике встре­

тятся сказки, в которых речь идет, ска­

жем, о том, как чуваши у русских научи­

лись пользоваться серпом или как чуваш

стал кумом Петра Первого,— так это лишь

указывает на то, что наши народы с неза­

памятных времен жили в самом близком и

самом добром соседстве.

Взаимопроникновение

отдельных сюже­

тов или имен сказочных персонажей — впол­

не естественно и понятно. Я, родившийся

на нижегородской земле,

недалеко от

Суры — этой условной границы между рус­

скими и чувашами — еще с детства помню,

что персонажами многих сказок были чу­

ваши. Неудивительно, что и некоторые рус­

ские волшебные или, тем более, историче­

ские сказки и легенды проникали в чуваш­

ский фольклор.

...Сказочный добрый молодец, как мы

знаем, имел на своем вооружении, кроме

ретивого коня и булатного меча, еще и сло­

во заветное, перед которым не могли усто­

ять ни силы врагов, ни чары злых колдунов.

Заветное слово объясняется в словарях и

как слово, известное немногим, слово, гак

сказать, секретное, слово-пароль (именно

его знал наш добрый молодец). Но во вто­

ром, а точнее будет сказать, в первом и

главном своем значении заветное слово —

это слово завещанное и свято хранимое.

Т ак вот сказка — не заветное ли слово

народа, сохраненное в веках и завещанное

потомкам?! Через сказки до нас дошли и

народная мудрость, и понятия о добре и

красоте, и народные чаянья и надежды.

Читая заветное слово сказки, мы как бы

прикасаемся к самому сердцу народа, узна­

ем его характер, его национальную непов­

торимость.

СЕМ ЕН Ш У РТАКОВ

4