ЗАВЕТНОЕ СЛОВО
..Л собрался добрый молодец в путь-
дорогу. И
пошел, как и было ему нака-
>ано, на восход солнца. Леса дремучие,
горы высокие, реки текучие вставали на
его пути, и если бы не слово заветное да
не сила-удаль молодецкая — впору
назад
ворочаться. А перед тем словом заветным
и леса дремучие расступались и горы вы
сокие раздвигались...
З а мутным, заледенелым окном воет на
разные голоса январская вьюга. Словно
кто-то большой и рассерженный ходит за
стенами избы и то засвистит по-разбой
ничьи, то с размаху кинет снегом в окош
ко, то грозно, устрашающе загудит в трубе.
И так-то уютно, так-то сладко в такой ве
чер лежать на теплой печи и слушать
сказку, которую рассказывает мать...
Нынче сказки чаще читают, чем расска
зывают. Но и все равно — вспомните-ка
себя пяти-шестилетними, вспомните, как у
вас замирало сердце, когда добру молодцу
в его пути-дороге встречались то враги, то
чародеи-колдуны, то злые ведьмы, и как он
с ними бился из последних сил и в конце
концов побеждал.
А еще давайте попробуем представить те
времена, когда сказки не читались и не пи
сались, а вот именно только сказывались.
Но хотя письменности не было, книги не
издавались, песенники не печатались, одна
ко же это вовсе не значит, что и языка не
было, сказок и песен не было. Люди в пра
здники водили шумные хороводы, пели чу
десные песни, а долгими зимними вечерами
рассказывали сказки, легенды,
народные
предания. Т ак было и так шло из века в
век. Шло, шло и до нас, до нашего времени
дошло.
Н о ведь это легко сказать: шло, шло и
дошло. А как дошло? Как могло дойти?
Ведь не по солдатской шеренге, не по при
казу слово в слово передавалось...
Ныне изданная, даже не очень удачная
книга все же может «дойти» до потомков:
будут или не будут ее читать, она сохра
нится в библиотеках, в личном архиве
автора.
А как, через какую библиотеку могла
дойти до нас пустая песня или неинтерес
ная, никчемная сказка? Примитивная, со
стоящая из случайного набора слов песня
на столь же примитивный мотив «ла-ла-
ла» — не дойдет. Какие
там
потомки!
Огромное число песен умирает на наших
глазах, умирает, едва успев родиться. Оста
ется и доходит до новых поколений только
настоящее, только истинное.
Устное народное творчество потому так
и называется, что песни и сказки, легенды
и предания передавались в веках не по
средством пера и бумаги, а из уст в уста.
И как же можно было заставить человека
запомнить да и еще и кому-то передать ни
чтожную песню или скучную сказку?! Пе
редаваться могло только нечто достойное,
мудрое и прекрасное. Можно предполагать,
что первоначально и песни, и сказки созда
вались не коллективно, а отдельными ху
дожниками. Но поскольку созданная одним
человеком сказка, песня или легенда потом
передавались из уст в уста дальше и даль
ше, то вполне естественно, что каждый пе
редающий волен был что-то изменить по
своему вкусу и разумению, что-то добавила
или убавить. Т ак песня или сказка шлифо
вались, доводились до полного совершенст
ва, и автором их становился уже не один
человек, а весь народ. Потому-то мы и зо
вем их народными, потому-то и не переста
ем восхищаться их поэтичностью, муд
ростью и глубиной.
Когда заходит речь о сказке, мы любим
повторять заученное еще со школы: «Сказ
ка — ложь, да в ней намек, добрым молод
цам урок». Слово «ложь» здесь, понятное
дело, означает не вранье, а выдумку, вы
мысел, иносказание. Что же до урока доб
рым молодцам, то в каждой сказке он дей
ствительно есть.
Сказки учат. Они всячески прославляют
и возвеличивают добро и добрые дела,
3