Previous Page  7 / 230 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 230 Next Page
Page Background

ЗАВЕТНОЕ СЛОВО

..Л собрался добрый молодец в путь-

дорогу. И

пошел, как и было ему нака-

>ано, на восход солнца. Леса дремучие,

горы высокие, реки текучие вставали на

его пути, и если бы не слово заветное да

не сила-удаль молодецкая — впору

назад

ворочаться. А перед тем словом заветным

и леса дремучие расступались и горы вы­

сокие раздвигались...

З а мутным, заледенелым окном воет на

разные голоса январская вьюга. Словно

кто-то большой и рассерженный ходит за

стенами избы и то засвистит по-разбой­

ничьи, то с размаху кинет снегом в окош­

ко, то грозно, устрашающе загудит в трубе.

И так-то уютно, так-то сладко в такой ве­

чер лежать на теплой печи и слушать

сказку, которую рассказывает мать...

Нынче сказки чаще читают, чем расска­

зывают. Но и все равно — вспомните-ка

себя пяти-шестилетними, вспомните, как у

вас замирало сердце, когда добру молодцу

в его пути-дороге встречались то враги, то

чародеи-колдуны, то злые ведьмы, и как он

с ними бился из последних сил и в конце

концов побеждал.

А еще давайте попробуем представить те

времена, когда сказки не читались и не пи­

сались, а вот именно только сказывались.

Но хотя письменности не было, книги не

издавались, песенники не печатались, одна­

ко же это вовсе не значит, что и языка не

было, сказок и песен не было. Люди в пра­

здники водили шумные хороводы, пели чу­

десные песни, а долгими зимними вечерами

рассказывали сказки, легенды,

народные

предания. Т ак было и так шло из века в

век. Шло, шло и до нас, до нашего времени

дошло.

Н о ведь это легко сказать: шло, шло и

дошло. А как дошло? Как могло дойти?

Ведь не по солдатской шеренге, не по при­

казу слово в слово передавалось...

Ныне изданная, даже не очень удачная

книга все же может «дойти» до потомков:

будут или не будут ее читать, она сохра­

нится в библиотеках, в личном архиве

автора.

А как, через какую библиотеку могла

дойти до нас пустая песня или неинтерес­

ная, никчемная сказка? Примитивная, со­

стоящая из случайного набора слов песня

на столь же примитивный мотив «ла-ла-

ла» — не дойдет. Какие

там

потомки!

Огромное число песен умирает на наших

глазах, умирает, едва успев родиться. Оста­

ется и доходит до новых поколений только

настоящее, только истинное.

Устное народное творчество потому так

и называется, что песни и сказки, легенды

и предания передавались в веках не по­

средством пера и бумаги, а из уст в уста.

И как же можно было заставить человека

запомнить да и еще и кому-то передать ни­

чтожную песню или скучную сказку?! Пе­

редаваться могло только нечто достойное,

мудрое и прекрасное. Можно предполагать,

что первоначально и песни, и сказки созда­

вались не коллективно, а отдельными ху­

дожниками. Но поскольку созданная одним

человеком сказка, песня или легенда потом

передавались из уст в уста дальше и даль­

ше, то вполне естественно, что каждый пе­

редающий волен был что-то изменить по

своему вкусу и разумению, что-то добавила

или убавить. Т ак песня или сказка шлифо­

вались, доводились до полного совершенст­

ва, и автором их становился уже не один

человек, а весь народ. Потому-то мы и зо­

вем их народными, потому-то и не переста­

ем восхищаться их поэтичностью, муд­

ростью и глубиной.

Когда заходит речь о сказке, мы любим

повторять заученное еще со школы: «Сказ­

ка — ложь, да в ней намек, добрым молод­

цам урок». Слово «ложь» здесь, понятное

дело, означает не вранье, а выдумку, вы­

мысел, иносказание. Что же до урока доб­

рым молодцам, то в каждой сказке он дей­

ствительно есть.

Сказки учат. Они всячески прославляют

и возвеличивают добро и добрые дела,

3