![Show Menu](styles/mobile-menu.png)
![Page Background](./../common/page-substrates/page0090.jpg)
медленно, букву за буквой выводит сьою фамилию. В труде
на общее благо он растет духовно, становится истинным пат
риотом своего социалистического отечества, начинает видеть
благородство человека в том, чтобы служить народу. 1941 год...
С трашная весть о войне... Н о мы знаем, что не дрогнет Энтип,
не опустит рук, а все свои силы отдаст делу победы над ко
ричневой чумой. «Н е раз нападали на нее враги,— говорит он
о нашей Родине.— Н о стоит она, не сгибается... Вот и снова
напал на нас сатана. Что и говорить, победить его нелегко
будет. А нужно биться и одолеть»... Этими словами колхоз-
кика-орденоносца Энтипа заканчивается пьеса. Н а всем ее
протяжении он движется, согретый авторской симпатией, и это
передается зрителю.
Живую среду сценического действия составляю т другие
образы пьесы — коммуниста Никиты Пинарина, убитого кула
ками в разгар массовой коллективизации, представителя партии
путиловца Смолина, батрачки Ульяны, ставшей агрономом
к председателем колхоза, крестьян Митрухи и М атвея, пред
ставителей колхозной молодежи Володи, Сандора и А н тош ».
Все они даны в развитии, становлении свойств и качеств
советского человека.
Группа лютых врагов колхозного строя представлена обра
зами А хм ара, Чишки Колубаева, Архипа и др., которые дей
ствую т по указке двурушника Ш арашкина, хитро замаскировав
шегося врага и злостного вредителя.
В драме «Энтип» использованы многие разновидности худо
жественного отображения действительности. Местами она очень
лирична, комизм положений и характеров выступает в таких,
например, образах, как Антош а и Сандор и, в ряде отношений,
землемер Кирилл Романович («м еж евой», как его по-старин-
кому называет Энтип), богато представлена она элементами
устной поэзии. При всем этом основа ее — реализм, что выра
ж ается, в частности, в построении сюжетной линии пьесы:
динамика ее развития трактуется автором, главным образом,
как форма раскрытия образов в их связях с «пестрой и слож
ной путаницей жизни» (М . Горький).
Может быть, к автору драмы следовало бы предъявить и
претензии: местами растянут диалог, некоторые сцены доволь
но неожиданны. Однако погрешности частного искупаются ка
чеством целого.
Д рам а «Энтип»— существенный вклад в чувашскую дра
матургию.
Н. С. Павлов.
88