Previous Page  90 / 92 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 90 / 92 Next Page
Page Background

медленно, букву за буквой выводит сьою фамилию. В труде

на общее благо он растет духовно, становится истинным пат­

риотом своего социалистического отечества, начинает видеть

благородство человека в том, чтобы служить народу. 1941 год...

С трашная весть о войне... Н о мы знаем, что не дрогнет Энтип,

не опустит рук, а все свои силы отдаст делу победы над ко­

ричневой чумой. «Н е раз нападали на нее враги,— говорит он

о нашей Родине.— Н о стоит она, не сгибается... Вот и снова

напал на нас сатана. Что и говорить, победить его нелегко

будет. А нужно биться и одолеть»... Этими словами колхоз-

кика-орденоносца Энтипа заканчивается пьеса. Н а всем ее

протяжении он движется, согретый авторской симпатией, и это

передается зрителю.

Живую среду сценического действия составляю т другие

образы пьесы — коммуниста Никиты Пинарина, убитого кула­

ками в разгар массовой коллективизации, представителя партии

путиловца Смолина, батрачки Ульяны, ставшей агрономом

к председателем колхоза, крестьян Митрухи и М атвея, пред­

ставителей колхозной молодежи Володи, Сандора и А н тош ».

Все они даны в развитии, становлении свойств и качеств

советского человека.

Группа лютых врагов колхозного строя представлена обра­

зами А хм ара, Чишки Колубаева, Архипа и др., которые дей­

ствую т по указке двурушника Ш арашкина, хитро замаскировав­

шегося врага и злостного вредителя.

В драме «Энтип» использованы многие разновидности худо­

жественного отображения действительности. Местами она очень

лирична, комизм положений и характеров выступает в таких,

например, образах, как Антош а и Сандор и, в ряде отношений,

землемер Кирилл Романович («м еж евой», как его по-старин-

кому называет Энтип), богато представлена она элементами

устной поэзии. При всем этом основа ее — реализм, что выра­

ж ается, в частности, в построении сюжетной линии пьесы:

динамика ее развития трактуется автором, главным образом,

как форма раскрытия образов в их связях с «пестрой и слож­

ной путаницей жизни» (М . Горький).

Может быть, к автору драмы следовало бы предъявить и

претензии: местами растянут диалог, некоторые сцены доволь­

но неожиданны. Однако погрешности частного искупаются ка­

чеством целого.

Д рам а «Энтип»— существенный вклад в чувашскую дра­

матургию.

Н. С. Павлов.

88