Previous Page  89 / 92 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 89 / 92 Next Page
Page Background

О Д Р А М Е «Э Н Т И П »

Т ем а драмы Василия Ржанова «Энтип»— рождение и ста­

новление нового, социалистического человека, превращение его

в сознательного строителя коммунистического общества под

влиянием идей великого Ленина. Вместе с тем в пьесе выра­

жается идея братской дружбы народов Советского С ою за в деле

социалистического преобразования экономики и культуры стра­

ны. В центре композиции драмы находится образ крестьянина-

середняка Энтипа, который долгим и сложным путем пришел

к пониманию правомерности социализма, его Исторически ,ре-

обходимой в условиях деревни колхозной формы.

Драматическая ситуация воплощается в особенном дейст­

вии, имеющем конфликтный характер. Она одновременно яв­

ляется и причиной сценических событий, и отражением реаль­

ных жизненных противоречий. В пьесе «Энтип» — две основ­

ных конфликтных линии: это, с одной стороны, яростное

сопротивление колхозному движению кулачества, с другой —

«две души» (Ленин) в крестьянине Энтипе Алм азове.

О б р аз Энтипа — один из самых развернутых характеров

во всей чувашской драматургии. К социалистическому созна­

нию Энтип пришел от патриархального двоеверия, которое

зиждилось на языческих верованиях и церковно-христианском

вероучении, веками складывавшейся в крестьянстве мелкособ­

ственнической психологии. Вот мы видим его с молитвенно

сложенными руками перед божницей с иконами или в сцене

гадания с вымазанным сажей петухом, когда обнаружилось, что

у него пропали деньги. К ак он невежествен, дик!.. Вот Энтип

шумно сетует на то, что ему приходится отдавать часть своего

хлеба государству. Когда же его сын «подался в колхоз», он

выгнал его из своего дома. Видели в нем душу собственника

и кулаки, коштаны вроде А хм ара и Чншки.

Однако Энтип — человек труда. Он страстно любит землю,

крестьянскую кормилицу — лошадь, весь процесс своего нелег­

кого труда хлебороба. Чутьем труженика он угадывает в вели­

ком Ленине друга крестьянства, мудрого руководителя народ­

ных масс, «правильного человека», и ленинская правда побеж­

дает. Н ельзя без волнения видеть, как Энтип, склонившись

над столом, где лежит заявление о его приеме в колхоз,