Previous Page  186 / 196 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 186 / 196 Next Page
Page Background

его лежит упорядоченное немецкое начало. "Русский" - это всегда

"мечтатель", т . е. Чичиков, или Ноздрёв, или Собакевич на "обще-

европейской подкладке". Гоголе сделал только какой-то неверный

план в освещении, неверно поотавил "огни"; Гоголь вообще был не-

множко не умен. Но глаза его были - чудища, и он всё рассмотрел

совершенно верно, хотя и пробыл в России всего несколько часов.

Он всю нашу "Государств. Думушку" рассмотрел, сказав, что ничего

кроме хвастовства и самолюбия, чванства и тщеславия русские ни-

когда и ни в какую политику не внесут. Это вовсе не "империалис-

ты", не "царисты". Это pfiyats мекьснеы, - а в сущности - крысы,

жрущие сыр в родных амбарах. И кроме запаха сырного ничего не

слышащие. Это те же все мужики, которые "нацарапали у помещиков

по поместьям" и нарядились в наворованное добро. И "собственнос-

ти чувства" никакого у нас нет; это - слишком "не по рылу": соб-

ственность может зародиться у еврея , у немца, который работал

собственность, привязался к ней и теперь её "любит. Собственно

"чувство собственности" может возникнуть у родового человека, у

225овитого человека, в конце концов - у исторического человека;

а не у омерзительной ватаги воров, пьяниц и гуляк. Ну их к чёрту.

Вы во всём ошибаетесь. Будет 60 лет Вам - и Вы опомнитесь. И на-

пишете " Pa t not i ca" совсем с другой стороны.

И вот, при всём этсм- люблю и люблю только один русский на-

род, исключительно русский народ. Когда я спрашиваю себя: да чем

же и каким осколком сердца я его люблю, то умею ответить только:

"должно быть - Вильгельмова сердца". Иначе - нельзя объяснить.

У мейя есть ужасная жалость к этому несчастному народу, к этому

уродйу народу, к этому котьке - слепому и глупому. Он не знает,

до чего он презренен и жалок со своими "парламентами" и "социа- -

лизмамя", до чего он есть просто последний вор и последний нищий.

И вот эта его последняя мизерабельнооть, этот его "задний двор"

истории проливают такую жалость к Лазарю, к Лазарю-хвастунишке и

тщеславцу, какой у Христа и у целого мира поистине не было к тому

Евангельскому великолепному Лазарю, полному сил, вдохновения и

красоты. О, тот Лазарь сиял. Горит в раю и горел бы в аде. А на

этом, моём ком-патриоте - одни вши. И вшей . . . но ну его к чёрту.

Устал. Кляну и проклинаю. И только эту "вошь преисподнюю" и

х)

' частные лица (нем.)

185