

"Заявление", приложенное к протесту, он потребовал огласить
на заседании "по вопросу об отношении Общества к деятельности
В.В.Розанова".
х
> (Сам он прийти на заседание отказался и - более
того - вышел из РФО и больше не принимал участия в его деятель-
ности.) Всё это было полной неожиданностью для Мережковоких, да,
пожалуй, и для самого Розанова, т . к. Струве неоднократно полеми-
зировал с Розановым в печати.
Публикуемое нами письмо не случайно начинается о оправданий
перед издателем либерального журнала "Русская мысль" - за сотруд-
ничество в консервативных "Русском слове" и "Новом времени"; знал
Розанов, что личная позиция П.Б.Струве не изменилась, но теперь,
во время испытаний, они оказались в едином лагере гонимых, чувдых
новому строю.
хх
-
)
Поэтому и пишет он П.Б. просто как человек стар-
ший, больше испытавший лишений, и этот опыт даёт ему право призы-
вать Струве к отказу от либеральных верований в Россию и, внима-
тельно вглядываясь в события, понять, что прав был "ужасный хохол"
Гоголь, увидевший русскую душу в её "преисподнем содержании". Но,
поняв всё это, - ещё больше этот "несчастный народ" полюбить. В
письме звучат пророческие слова о том, что с "этой вошью преиспод-
ней" и останется он "сгнить", "рыдая об этой окаянной вшивости".
Струве же сувдено будет понести эту любовь к "несчастному
народу" на Запад...
Людмила Ильюнина
х)
' Ср. письмо П.Б.Струве в редакцию газеты "Речь" 27 (?) февраля
1914 г . : "Я считаю Розанова морально невменяемым - поэтому в
его деле, на мой взгляд, отсутствует основное субъективное ус-
ловие разумного суда над человеком." И далее: "Религиозно -
философское общество не может притязать на функцию суда - в
данном случае отсутствует и основное объективное условие разум-
ного суда".
^ М н е н ие Глеба Петровича Струве: "Я почти уверен, что после того
у П.Б.Струве не было ни переписки, ни встреч о В.В.Розановым,
и отсюда начало письма В . В . " (Архив Гуверовского института,
фонд Г.П.Струве, вох 152).
183