

* * *
Па мой тогдашний взгляд, мы капитально подготовились. Юрка
достал фонарик, а я - гвоздодёр и лопатку, принесённые отцом для
дачи. Завернув всё это в газету, мы отправились во дворец (тогда
я не знал, что "дворец" - старая армянская церковь) искать клады.
Со стороны дороги дворец был отгорожен решёткой и забором, а со
стороны кладбища - только забором. Поэтому мы прошли через клад-
бище, влезли на забор и оттуда - на крышу большого сарая. Сараи
и дворец разделял дворик, заваленный досками.
- Отлично, - сказал Юрка. - Здесь мы слезем. Но сначала по-
смотрим, что внутри.
Между крышей и боковой стенкой сарая было небольшое, но
вполне проходимое отверстие. Я присел на край и вгляделся в по-
лутьму. Свет проникал сквозь щели, и в глубине угадывалась фигу-
ра огромного человека, наполовину ушедшего под землю. Он стоял
вполоборота и смотрел в мою сторону. Я запомнил усы на его лице,
рассечённом вертикальной световой решёткой. А внизу, прямо под
моими ногами, была бетонная овальная площадка с овальным же от-
верстием посередине. Она была похожа на верхнюю часть большой
каменной вазы. Чуть ниже отверстие разделялось на две норы, два
колодца,полные темноты. Я встал на край. Это же ноги - дошло до
меня, вторая половина статуи.
- Слезай, - шепнул я Юрке, - тут статуя. Он подал гвоздодёр,
затем лопатку, затем появился с ам. ..
- Ух ты. . .
-
В это время внизу раздался шорох...
- Сека! - выдохнул Юрка и полез обратно на крышу, А я , не-
осторожно развернувшись, провалился в одну из штанин. Гвоздодёр
выскользнул кз моей руки и со звоном отскочил в другую. Мне по-
везло: в мою штанину были сброшены какие-то фанерные ящики, поэ-
тому летел я недолго и провалился неглубоко. Почти без труда,
используя лопатку как опору, я сумел выбраться. И тут ужас
охватил меня: показалось, что огромное лицо, белеющее в глубине
сарая, медленно приближается. Забыв о гвоздодёре, я выскочил на
крышу и почувствовал себя спокойно лишь на берегу Смоленки.
Кто это был? Сталин? Через много лет я услышал песню Галича
"Ночной дозор" и сразу представил, как они шагают, памятники
бывшему вождю (и бьют барабаны). Лишь один, из серого став крас-
ным, крушит каменными кулаками сарай, но шагу ступить не.может:
мой гвоздодёр, словно большой гвоздь, словно заноза, - мешает.
176