

Разумеется, стихи эти и детские и подражательные, но всё-
таки в них уже, как в зёрнышке, есть многое из главных тем её
дальнейшего творчества.
И
ощущение иллюзорности, хрупкости ок-
ружающего нас материального мира, и
даже
"...полупьяные крики
и песни пирующих слуг", вновь появившиеся в написанной ею в
1934 г . "Мистерии о Дон
Хуане
и Командоре"* . Ощущение иллюзор-
ности нашего мира, видимо, родившееся в
ней
ещё в детстве, не
оставляло Маргариту всю
её
не слишком долгую жизнь.
Маргарита входила в круг поэтов-акмеистов и, несомненно, на-
ходилась под сильнейшим влиянием Гумилёва. Несколько стихотво-
рений Николая Степановича посвящены ей. Но я боюсь утверждать с
точностью, какие именно, так как Н.С. обладал не слишком удоб-
ным для биографов свойством: одни и те же стихи посвящать попе-
ременно очередным дамам сердца. По свидетельству О.А.Мочаловой,
это "Сентиментальное Путешествие" и "За то, что я теперь спокой-
ный". Про второе я не слишком уверена (очень уж непохожа его
лирическая героиня на мою мать), а про "Путешествие"
думаю,
что
так оно и есть.
И
вот почему: я с детства помню одну строфу, не
вошедшую, кажется, ни в один сборник (идёт она сразу же з а лан-
густом, вернее, з а "если соком рейнских полей пряность лёгкая
полита"). Вот она:
Низкий звук над землёй летит,
Как трубы архангельской глас,
Это наш пароход гудит,
Это на борт зовёт он нас.
Дальше идёт "По утихнувшим площадям" и т.д.
Несколько стихотворений Тумповской напечатаны в журналах
"Аполлон" и "Дракон". В том же "Аполлоне" ( М 6 - 7 1917 г . )
опубликован её очерк о книге Гумилёва "Колчан".
Друзьями Тумповской были в те годы (а кто остался жить, то
и в более поздние) Мандельштам, Цветаева, Радлова, К.И.Чуковс-
кий (это те, о ком я помню). Да, Волошин тоже. С А.А.Ахматовой
у неё были хорошие, дружеские отношения. И после гибели Гумилё-
ва А.А. сильно помогла Маргарите пройти сквозь это тяжёлое вре-
* См. "Сумерки" № 10 ( ред . ).
154