Вести Национальной электронной библиотеки Чувашской Республики, вып. 3

205 лет назад родился Сбоев Василий Афанасьевич
Известный русский ученый-этнограф, историк, писатель, профессор Казанского университета, автор первой научной монографии о чувашах Василий Афанасьевич Сбоев родился 21 марта 1810 г. в с. Чернуха Нижегородской губернии. Детские годы его прошли в чувашском селе Кошки Чебоксарского уезда (ныне с. Первое Чурашево Мариинско-Посадского района). Будущий ученый успешно окончил Казанскую духовную семинарию, Петербургскую духовную академию. Работал вначале учителем церковной истории и греческого языка в Казанской духовной семинарии, с 1841 по 1850 гг. преподавал в Казанском университете, занимая должность адъюнкт-профессора русской словесности. Как свидетельствовали слушатели, от лекций профессора Сбоева веяло животрепещущим интересом к «местной инородческой мифологии и этнографии». Постоянно живя среди чувашей в детстве и общаясь с ними в дни приезда в отпуск уже взрослым, он вполне овладел чувашским языком. Был участником многих народных праздников и молодежных гуляний. Большой интерес и любовь к народному быту и культуре чувашей он сохранил на всю жизнь. Поощряемый редактором «Казанских губернских ведомостей» А. И. Артемьевым, В. А. Сбоев в годы работы в университете серьезно занялся исследовательской работой. В своих статьях В. А. Сбоев стремился к объективному описанию народной жизни. Для него был характерен широкий круг интересов: от физического обличья до духовного облика, от языка до материальной культуры народа. В. Сбоев обратил особое внимание на специфические черты материальной и духовной культуры чувашей, восходящие к истокам и традициям, проанализировал и сопоставил опубликованные сведения и личные наблюдения, искал аналогии с соседними народами, стремясь обнаружить исторические корни, в особенности в области религиозных верований. Выход в свет его работы «Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах» — первого серьезного научного труда о чувашском народе — оказался примечательным явлением в этнографической науке. Первоначально «Заметки о чувашах» печатались главами порознь в «Казанских губернских ведомостях» (1840—1850). В 1851 г. они вышли отдельной книгой в Казани, которая была переиздана уже после смерти автора (В. Сбоев умер 8 июня 1855 г.) в 1856 г., а в 1865 г. в Москве под другим названием появилось третье издание — «Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. Их происхождение, язык, обряды, поверья, предания». Книга состоит из 13 глав. Отдельные главы посвящены земледелию и связанному с ним старинному земледельческому празднику — обрядовому молению в честь нового урожая и нового пива; поселениям и жилищам; свадебным обрядам; религиозным воззрениям; народным праздникам; погребальным ритуалам; устному народному творчеству; чувашскому языку. Ряд проблем Сбоевым поднят впервые. Никто до него не касался, например, таких вопросов, как рост двуязычия и брачных связей с русскими, проблемы взаимоотношения социальных и этнических факторов в видоизменении бытовых особенностей чувашского народа. «Заметки о чувашах» были встречены оживленными откликами в периодической печати. По мнению востоковеда П. С. Савельева, «Заметки» оказались «лучшим сочинением о чувашах и во всех отношениях далеко оставили за собой пользующиеся некоторой известностью «Записки о чувашах» г-жи Фукс». Рецензент на книгу В. А. Сбоева Ф Дмитриев указывал, что автор «обладал необходимым филологическим приготовлением и смотрел на предмет своего исследования не с одним праздным любопытством». Получившие большой резонанс как одна из лучших работ, «Заметки о чувашах» долгое время не подвергались критическим замечаниям. Они появились лишь с приходом в научную литературу квалифицированных исследователей, как Н. И. Золотницкий, В. К. Магницкий и др. Однако и они оценивали труд В. А. Сбоева очень высоко. Так, например, Н. В. Никольский отмечал, что «по широте охвата, красочности и увлекательности изложения представляет выдающееся явление в этнографической литературе конца 1-й половины XIX в. труд проф. Казанского университета В. А. Сбоева «Заметки о чувашах». Исследования В. А. Сбоева представляют большую научную ценность. Как авторитетный знаток чувашского быта, он нанес чувствительный удар по утверждениям реакционеров, решительно заявив, что чуваши — отличные земледельцы, убедительно показал качественные особенности земледелия у чувашей. Он представил наиболее полные для того времени сведения о топонимике, планировке чувашских селений, усадьбе, интерьере жилища, одежде и пище. Предметом преобладающего внимания В. А. Сбоева было изучение народного творчества — фольклора, мифологии. Со сравнительно-исторической точки зрения он рассмотрел обширный материал по религиозным поверьям и обрядам. К изучению религии чувашей применил теорию о деградации, основная мысль которой заключается в том, что духовная культура современного ему чувашского народа есть итог не развития, а упадка, разложения господствовавшего некогда возвышенного мировоззрения: духовная жизнь народа шла как бы по нисходящей линии. Приведенный пантеон чувашских богов и духов довольно подробен, происхождение их названий подвергнуто лингвистическому разбору. В результате от установления их этимологии он перешел к проблеме влияния на верования чувашей мусульманства и православия. Внимание В. А. Сбоева привлекли отмечаемые чувашами старинные обряды, в частности, моления в честь нового хлеба и пива, обряды ой чук (уй чукё), синзя (синее), калым кон (калйм кунё), а также трансформация ряда традиций. Скрупулезно изучил культ предков, функцию йомзей (знахарей) в религиозной практике, общественных и семейных обрядах. Подробно описаны в книге родильные, свадебные и погребальные обряды. Автор подчеркивает, что в жизни чувашей важное значение имела традиция, которая заставляла строго соблюдать важнейшие церемонии со всеми их составляющими атрибутами. Любопытные сведения В. А. Сбоев собрал о чувашском календаре, приметах погоды. Умение предсказывать погоду он объяснял «какой-то таинственной национальной особенностью» чувашей. Собранные им материалы в большинстве случаев уникальны. Научного и познавательного интереса они не потеряли, более того, внимание к наследию В. А. Сбоева возрастает.
Электронные копии изданий В. А. Сбоева в Электронной библиотеке Национальной библиотеки Чувашской Республики
1. Сбоев, В. А. Заметки о чувашах : исследование об инородцах Казан. губернии / В. А. Сбоев. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2004. - 141 с.
http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kkni_0_0000105.pdf
2. Сбоев, В. А. Исследование об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах / В. А. Сбоев. - Казань : Издание книгопродавца Дубровина, 1856. - 188 с.
http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kkni_0_0000189.pdf
3. Сбоев, В. А. Исследования об инородцах Казанской губернии / сочинение Василия Сбоева . - Казань : Издание книгопродавца Дубровина, 1856. - 188 с.
доступен только в читальных залах Национальной библиотеки Чувашской Республики
4. Сбоев, В. Исследования об инородцах Казанской губернии. Т. 1 : Заметки о чувашах / В. Сбоев. - Казань, 1851. - 234 с.
http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kpch_0_0000106.pdf
5. Сбоев, В. А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях : их происхождение, язык, обряды, поверья, предания и пр. / В. Сбоев. - Москва : Типография С. Орлова, 1865. - [2], 188 с.
доступен только в читальных залах Национальной библиотеки Чувашской Республики
6. Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете / Об-во Археологии, Истории и Этнографии при Имп. Каз. Унив.. - Казань, 1878 - [1929]. - Т. XVII. вып. 4 : типо-литогр.Имп. Каз. Универ., 1901. - 416 с. - Из содерж.: Магницкий В. К. К биографии В. А. Сбоева.
http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kkpb_0_0000307.pdf
7. Магницкий, В. К. К биографии Василия Афанасьевича Сбоева / В. Магницкий. - Казань : Типо-литография Императорского Университета, 1901. - 5 с.
доступен только в читальных залах Национальной библиотеки Чувашской Республики
8. Матвеев, Г. Б. [Василий Афанасьевич Сбоев (1810-1855)] / Г. Б. Матвеев // Сбоев, В. А. Заметки о чувашах : исслед. об инородцах Казан. губернии / В. А. – Чебоксары, 2004. – С. 3-6.
9. Савельев, П. С. Казанские чуваши : [по поводу книги В. Сбоева "Исследования об инородцах Казанской губернии. Ч. 1. Заметка о чувашах"] / П. С. Савельев. - [СПб.], [1851].
http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kkpb_0_0001166.pdf
10. Черноярова, М. Ю. Исследование демонологических рассказов и поверий о знахарях Чувашии в трудах ученых XIX века / М. Ю. Черноярова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1, ч. 2. - С. 186-192
доступен только в читальных залах Национальной библиотеки Чувашской Республики
Автор статьи анализирует опубликованное и неопубликованное научное наследие В. К. Магницкого, Н. И. Золотницкого, В. Сбоева, связанное с их фольклорно-этнографической деятельностью, в частности, с изучением устной религиозной прозы русского населения Чувашии о знахарях. В связи с этим исследуются работы, в которых дается представление о магической практике русских и чувашских знахарей и ее влиянии на жизнь крестьян ХIХ века.

Дата новости:
четверг, марта 19, 2015