

2-е л.
-ар \
(после гласных
тус-ар
„друг ваш"
~
е
Р
j и согласных)
ён-ёр
„корова ваша"
3-е л.
-ё
(после согласных)
тус-ё
„друг их"
-и
(после гласных)
ач-и
„ребенок их"
Третье лицо обоих чисел имеет одинаковые аффиксы при-
надлежности.
Кроме приведенного способа выражения принадлежности,
называемого морфологическим, в языке применяется синтак-
сический способ выражения принадлежности. Он состоит в
том, что для выражения принадлежности употребляются личные
местоимения
(ман, сан, ун, парен, сирён,
вёсен),
а также в
нужных случаях возвратные местоимения с аффиксом притя-
жательного падежа или без него, предмет же обладания при-
нимает аффикс принадлежности только в 3-ем лице. Напри-
мер:
Е д и н с т в е н н о е ч и с л о
М н о ж е с т в е н н о е
ч и с л о
1-е л.
ман(ан) аяа
„мой ребенок"
парен аяа
„наш ребенок"
2-е л.
сан(ан) аяа
„твой ребенок"
сирён аяа
„ваш ребенок"
3-е л.
ун(ан) аяа
„его ребенок"
вёсен ачи
„их ребенок"
Из сочетания этих двух способов в языке выработался
третий —морфолого-синтаксический способ выражения принад-
лежности, состоящий в том, что с именами в форме морфо-
логической принадлежности употребляются еще личные ме-
стоимения, например:
ман(ан) ачам, сан(ан) аяу, ун(ан)
ачи.
Выработке этого способа принадлежности, вероятно, содей-
ствовали:
1) употребление личных местоимений в 3-ем лице при мор-
фологическом способе для отличия формы единственного
числа от формы множественного числа, поскольку личный
аффикс 3-го лица для единственного и множественного числа
не дифференцирован
(-а, -ё);
2) практика употребления личных местоимений при синтак-
сическом способе вообще вызвала понятие необходимости
применения их и при морфологическом способе выражения
принадлежности.
ОСОБЕННОСТИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФОРМ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Имена, оканчивающиеся на и, как пишет проф. Н. И. Ашма-
рин, обыкновенно не принимают в именительном падеже
аффикса принадлежности 2-го лица.
Например, не говорят:
сан савнийу, сан варлийу,
а гово-
рят:
сан савни, сан
варли.
35