Previous Page  352 / 362 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 352 / 362 Next Page
Page Background

В. Г. ЕГОРОВ,

доктор филологических

наук,

профессор

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Подражательные слова раньше относили к междометиям.

В последние годы их начинают рассматривать как особую

часть речи. Подражательные или звукоп >дражательные слова

в чувашском языке, как и в других языкнх нефлективного

строя, весьма многочисленны. Сюда относятся слова, условно

воспроизводящие крики животных, чувственные восприятия

от движения разных предметов окружающей природы и звуки,

сопровождающие некоторые физиологические акты: дрожь,

смех, свист, глотание, урчание в желудке и пр. Роль их в языке

заключается в том, чтобы наиболее живо, образно, картинно

передать указанные звуки. Звукоподражательные слова по-

добно междометиям не имею! грамматической формы. Они

в редких случаях совпадают в языках разных народов; в каж-

дом языке они имеют свои индивидуальные особенности и свой

фонетический состав. Например, у русских хрюканье свиней

передается звукосочетанием

хрю-хрю,

у татар

мырык-мырык,

а у чуваш

нарик-нарик,

кряканье утки у рус с ких -

к ва - к ва,

у англичан—duak-duak, а у чуваш

нарт-нарт-,

звуки от удара

кнута у р у с с к и х

- щё л к ,

а у чуваш

- шарт\

у русских хлю-

панье

-хлюп-хлюп,

а у чуваш—

лачар - лачар

и т. д. Объяс-

няется это тем, что каждый народ по-своему восприни-

мает и воспроизводит свои чувственные впечатления от окру-

жающей природы.

В чувашских звукоподражательных словах наблюдается

своеобразное использование звуков как гласных, так и соглас-

ных, гласных чистых и редуцированных, лабиализованных

и нелабиализованных. Гласными переднего ряда выражаются

более слабые и нежные действия, а гласными заднего ряда

более грубые, резкие действия. То же самое наблюдается

и в глаголах, в основе которых лежат звукоподражательные

слова. Например:

Ман кин пёр пелкеме

пудласан,

чёлхи те

ыванмасть

унан, саллах пелкет

(Ф. П а в л о в ) „Моя сноха как заве-

дёт свою волынку, так и не остановить её; как только язык

у неё не устаёт".

.

352