

так и горизонтального планов", различают также „непосред-
ственное примыкание" одного предмета к другому и отсут-
ствие этого примыкания. Примеры:
в армат
„в лес
" — вйрман па/пне
„к лесу";
шкапа хур
„положить в шкаф",
шкап дине хур
„поло-
жить на шкаф".
Конструкции с послелогами или служебными именами
в чувашском языке развиты сильнее, чем в других тюркских
языках. В тюркских языках многие понятия, выражаемые в
чувашском языке в падежно-послеложных формах, часто вы-
ражаются просто падежными формами. Проф. Н. И. Ашмарин
по этому поводу отмечает: „... в чувашском языке нас пора-
жает необыкновенное
развитие употребления послелогов:
там, где другие тюркские наречия (т. е. языки. — Н. А.) поль-
зуются простым падежом имени, Чувашии часто ставит после-
лог, как будто в соответствие индогерманскому предлогу"
(что, конечно, не объясняется подражанием соседним языкам,
а общим стремлением языка к развитию аналитического
строя)
1
.
КАТЕГОРИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
В
чувашском языке, как и в других тюркских языках, су-
ществует система употребления некоторых грамматических ка-
тегорий (существительных, прилагательных, местоимений, гла-
голов, служебных имен и некоторых других) в форме при-
надлежности, или в притяжательной форме. Она показывает
принадлежность одного предмета или действия другому пред-
мету или лицу, родственное отношение или отношение какой-
либо зависимости, выражает вежливость, любезность и т. д.
Такая грамматическая категория называется категорией при-
надлежности. Принадлежность предмета лицу или предмету
выражается при помощи личных местоимений или специаль-
ных аффиксов. Соединение имени предмета обладания с аффик-
сом принадлежности образует единую морфологическую фор-
му, выражающую одновременно и предмет обладания и лицо
обладания. Так, например, в чувашском
ачам
„дитя мое"
предмет обладания выражен словом
ача,
а обладатель — аффик-
сом принадлежности
-м.
Такая форма грамматической при-
надлежности называется конкретной принадлежностью, пото-
му что она выражает не только самле отношение к лицу
(„мое"), но и предмет, который является объектам отношения
(„дитя").
Кроме конкретной принадлежности существует абстракт-
ная принадлежность. Она выражает идею принадлежности
отдельно от того предмета, на который распространяется это
1
Н. И. А ш м а р и н . Опыт исследования чувашского синтаксиса, ч. I,
1903, стр. IV.
3. Материалы по грамматике.
33