

Формы желательного наклонения бытуют главным образом
в фольклоре:
QaecLpanca пыракан
QaeaA
шывё
Сыпса пахсан
шерпет
калатъ\
Ваяем выранне
купи
ларинччё,
Купи выранне
капан
ларинччё
( Ф о л ь к л о р )
Кавик кавакаряан,
ачам
пуласанччё,
Барда хирёнчен
вёдсе
килёсёнччё,
Ик-вид самах
чёнейёмччё,
Пехиллесе
ярайамччё
( Ф о л ь к л о р )
„Извивающаяся река Цивиль,
Вода ее—чистая сыта;
Чтобы вместо мелких копен
сена стояли большие копны,
Чтобы вместо больших копен
стояли стоги".
„Обернулся бы ты, сынок,
сизым голубем,
Прилетел бы ты ко мне с ноля
боя,
Перемолвила бы я с тобой
два-три словечка
И с благословением отпустила
бы тебя обратно".
В качестве форм желательного наклонения часто высту-
пает и будущее причастие на
-ас (-ее),
имеющее также
характер инфинитива, с частицей
-ччё
оно всегда выражает
желание. Например:
Халах ачи ман
пуласчё,
Халахп ал ах
пуранасчё,
Халах вай-халне
пухасчё,
Пёр унишн дед
тарашасчё...
( С о в е т с к и й ф о л ь к л о р)
НЕСПРЯГАЕМЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА
„Стать бы мне истинным сы-
ном народа,
Жить бы мне вместе с трудо-
вым народом,
Собрать бы мне силу и мощь
народа,
Работать бы мне только для
народа"...
К неспрягаемым, или неличным, формам глагола относятся
инфинитивы, супины, причастия, имена действия и деепри-
частия.
Инфинитивы и супины
В чувашском языке инфинитив, или неопределенная форма
глагола, образуется путем прибавления к основе глагола
аффикса
-ма(-ме):
кайма
„пойти",
килме
„прийти", й
у лама
.
212