слову, в связи с этим якобы меняется и падеж. Если встать
на точку зрения защиты „неоформленных" родительного и
винительного падежей, то для последовательности пришлось
бы вводить еще несколько „неоформленных" параллельных
падежей.
Основной падеж, совмещая в себе функции прямого и
косвенных падежей, пережиточно отражает ту стадию разви-
тия языка, когда синтаксические отношения, передаваемые в
современном языке с помощью аффиксов, выражались дру-
гими средствами,—главным образом, порядком слов в предло-
жении. Основной падеж практически может выступать в зна-
чении почти всех падежей.
В зависимости от синтаксических условий имя существи-
тельное в основном падеже может выступать в предложении
как:
1. П о д л е ж а щ е е . Эта функция имени определяется тем,
что к нему относится сказуемое, выражающее свое отноше-
ние большею частью согласованием. Примеры:
ача
вилять
„ребенок играет",
ачасем выляррё
„ребята играют".
2. С к а з у е м о е . Эта функция имени определяется его
"положением в предложении: оно стоит обычно в самом конце
предложения (перед глагольной связкой, если она имеется).
Примеры:
ман пичче учитель
„мой брат учитель";
эпё инже-
нер пулатап
„я буду инженером";
мана auia пулчё
„мне стало
жарко".
3. О п р е д е л е н и е (качественное
ИЛИ
принадлежности).
В этой функции имя-основа стоит непосредственно перед
другим именем (определяемым) без внешне выраженной связи
или,будучи связаным с ним,—при помощи аффикса принадлеж-
ности 3-го лица
-ё
(-и).
Примеры: a)
auia камака
„теплая
печка",
сивё хёл
„холодная зима",
юман хама
„дубовая
доска",
рам сахман
„шерстяной кафтан"; б)
хуран
вутти
„березовые дрова",
рам риппи
„шерстяная нитка",
ача сачё
„детский сад".
Основная форма имени употребляется при имени прилага-
тельном или существительном, когда выражается признак по
уподоблению или по качеству. Примеры:
улма
чапар
ут
„конь серый в яблоках" (букв.: „яблоко серый конь"),
ралтар
хушка ут
„конь с белой звездочкой на лбу",
мак
сухал
„густая короткая борода",
кёрере сухал
„борода лопатой",
чул чышка
„каменный кулак",
курак тыра
„недозрелый хлеб".
4. П р я м о е д о п о л н е н и е . Прямое дополнение ставится
в основном падеже в том случае, когда речь идет о лице и
предмете неопределенном, неизвестном, о котором не было
речи в предыдущем предложении, о предмете, не имеющем
конкретизирующих его определений, или когда подразумева-
ются не отдельные предметы, а „род" предметов, когда про-
сто указываются предметы при действиях. Примеры:
Вёрене-
14