Previous Page  16 / 362 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 362 Next Page
Page Background

слову, в связи с этим якобы меняется и падеж. Если встать

на точку зрения защиты „неоформленных" родительного и

винительного падежей, то для последовательности пришлось

бы вводить еще несколько „неоформленных" параллельных

падежей.

Основной падеж, совмещая в себе функции прямого и

косвенных падежей, пережиточно отражает ту стадию разви-

тия языка, когда синтаксические отношения, передаваемые в

современном языке с помощью аффиксов, выражались дру-

гими средствами,—главным образом, порядком слов в предло-

жении. Основной падеж практически может выступать в зна-

чении почти всех падежей.

В зависимости от синтаксических условий имя существи-

тельное в основном падеже может выступать в предложении

как:

1. П о д л е ж а щ е е . Эта функция имени определяется тем,

что к нему относится сказуемое, выражающее свое отноше-

ние большею частью согласованием. Примеры:

ача

вилять

„ребенок играет",

ачасем выляррё

„ребята играют".

2. С к а з у е м о е . Эта функция имени определяется его

"положением в предложении: оно стоит обычно в самом конце

предложения (перед глагольной связкой, если она имеется).

Примеры:

ман пичче учитель

„мой брат учитель";

эпё инже-

нер пулатап

„я буду инженером";

мана auia пулчё

„мне стало

жарко".

3. О п р е д е л е н и е (качественное

ИЛИ

принадлежности).

В этой функции имя-основа стоит непосредственно перед

другим именем (определяемым) без внешне выраженной связи

или,будучи связаным с ним,—при помощи аффикса принадлеж-

ности 3-го лица

(-и).

Примеры: a)

auia камака

„теплая

печка",

сивё хёл

„холодная зима",

юман хама

„дубовая

доска",

рам сахман

„шерстяной кафтан"; б)

хуран

вутти

„березовые дрова",

рам риппи

„шерстяная нитка",

ача сачё

„детский сад".

Основная форма имени употребляется при имени прилага-

тельном или существительном, когда выражается признак по

уподоблению или по качеству. Примеры:

улма

чапар

ут

„конь серый в яблоках" (букв.: „яблоко серый конь"),

ралтар

хушка ут

„конь с белой звездочкой на лбу",

мак

сухал

„густая короткая борода",

кёрере сухал

„борода лопатой",

чул чышка

„каменный кулак",

курак тыра

„недозрелый хлеб".

4. П р я м о е д о п о л н е н и е . Прямое дополнение ставится

в основном падеже в том случае, когда речь идет о лице и

предмете неопределенном, неизвестном, о котором не было

речи в предыдущем предложении, о предмете, не имеющем

конкретизирующих его определений, или когда подразумева-

ются не отдельные предметы, а „род" предметов, когда про-

сто указываются предметы при действиях. Примеры:

Вёрене-

14