<^улла чылай пысак шывсемех ашахланса каяддё
„Летом
довольно большие реки мелеют".
Шывсем
(.инке, дёр динче худа пулса
вал
тарать
(К. И в а н о в ) „Он (человек) господствует на море и на суше".
Точно так же существительное
дута
„свет" при употре-
блении в значении „огни", имеет форму множественного числа:
Чуречесенчен
дутасем
куранаддё
„В окнах видны огни".
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЕЛ
Множественное число не употребляется при имени с пред-
шествующим ему количественным числительным или при
словах, имеющих значение количественного числительн >го
(„мало", „много" и т. п.). В этих случаях идея множествен-
ности выражена в самих определяющих словах, поэтому язык
считает излишним выражение этого понятия еще при пзмощи
аффикса множественности. Примеры:
пилёк пурт
„пять изб"
(букв.: „пять изба"),
дирём сётел
„двадцать столов" (пукв.:
,двадцать стол"),
нумай дын
„много человек",
чылай
дул
„много лет, довольно лет",
сахал кайак
„мало птиц".
Если предметы рассматриваются как нечто целое, то суще-
ствительные употребляются в единственном числе, при рас-
сматривании же в раздельности—во множественном. Примеры:
Алпа пар та урапа ут
„Руками-то отдай (взаймы), а ногами
ходи" ( П о с л о в и ц а ) .
Куда дисе тарать
„режет глаза"
Кудсем ыратаддё
„болят глаза" (в данном случае глаза рас-
сматриваются в раздельности, поэтому слово
кудсем—
во
множественном числе).
Шалпа
дыртса
илтём
„откусил
зубами", но
шалёсем уксе пётнё
„его зубы выпали".
Собирательные существительные, если они рассматриваются
не в раздельности, употребляются в единственном числе, так
как не носят в себе понятия множественности. Примеры:
Пёр вшпре дырла
„Целое ведро ягод".
Паян хаяр
татрамар
„Сегодня собирали огурцы".
Сысна йёкел дисе
таранна
„Свинья наелась желудей".
Множественное число не употребляется,.когда речь идет
не об отдельных единицах, а о целом виде предметов.
Примеры:
Кёрхи шана хыта дыртать
„Осенняя муха сильно
кусает".
Пурта тимёртен таваддё
„Топэр делают из железа".
Имена существительные употребляются в единственном
числе, когда они обозначают не лицо, а должность, звание.
Примеры:
учителе кайна
„поступил в учителя". Устарелые
выражения:
тиекре пуранна
„служил в писарях",
салтака
илнё
„взяли в солдаты".
Имена существительные собственные, если они в прямом
своем значении относятся к единичным индивидуальным лицам
или
предметам, отличая их от других лиц и предметов,
употребляются только в единственном числе.
9